Максим Дунаевский. Судьбе не раз шепну: "мерси"

Композитор Максим Дунаевский написал сотни песен, многие из которых знают все. "Пора-порадуемся", "Позвони мне, позвони", "Я - водяной", "Ежедневно меняется мода"… Эти песни стали жить отдельной жизнью, хотя были написаны для кино и мультфильмов.
Незаконнорожденный сын великого композитора Исаака Дунаевского самостоятельно пробивался в жизни. Отец умер, когда Максиму было всего 10 лет. А громкая фамилия скорее мешала, чем помогала. Его постоянно сравнивали с отцом, злословили, что он пользуется его не изданной музыкой. Но он быстро сумел доказать, что представляет из себя отдельную творческую индивидуальность. Его музыка наполнена светом, оптимизмом и любовью. И в жизни Максим Дунаевский такой же светлый и любвеобильный, как и его музыка.
Бурной всегда была и есть не только его профессиональная деятельность, но и личная жизнь. Только официально Максим Дунаевский был женат семь раз! Причем, ему удается сохранить добрые отношения со своими бывшими женами. Однако все, кто хорошо знаком с Дунаевским считают, что он очень верный и постоянный человек. Просто он никогда в жизни ничего не делал по расчету, а, влюбляясь, каждый раз все начинал с нуля.
Когда еще в юношестве Дунаевский разводился со своей первой женой, его на разговор вызвал тесть, видный партийный деятель. "Останешься с женой, будешь иметь все, разведешься, все потеряешь", сказал он Максиму. Максим оставил жене квартиру, и начал жизнь с чистого листа. Так он будет поступать всегда. Друзья композитора шутят, что своим бывшим женам он построил целый микрорайон в Москве. Не побоялся он начать с нуля, когда на родине не стало работы: уехал в Америку. Не побоялся и вернуться, чтобы вновь все начать сначала.
Все браки Дунаевского были непродолжительными. Все кроме одного. Последнего. С Мариной, своей нынешней женой они вместе почти десять лет. Ее он называет своим главным подарком в жизни, идеалом, к которому стремился долгие годы. Судьба дала ему знак в самом начале их отношений, когда маленькая дочь Марины попросила Максима спеть ее любимую песню "Не хочу по расчету". Откуда же было знать четырехлетнему ребенку, что под этим девизом Дунаевский и сам прожил всю жизнь. Семь лет назад у Максима и Марины Дунаевских родилась дочка.
Максим Дунаевский не отрекается ни от чего, что было в его жизни. И в свои 65 он уверен, что самые радостные события его ждут впереди.
В фильме приняли участие:
Максим Дунаевский, Наталья Андрейченко (актриса, бывшая жена), Георгий Юнгвальд-Хилькевич (режиссер), Леонид Квинихидзе (режиссер), Марк Розовский (режиссер), Александр Буравский (режиссер), Лариса Долина, Михаил Боярский, Дмитрий Харатьян , Аркадий Арканов (писатель-сатирик, ведущий), Ольга Шеронова (певица, бывшая жена), Марина Дунаевская (жена), Дмитрий Дунаевский (сын), Анна и Полина (дочери).
Производство: ООО "Студия 8"
, 2009
Продюсер: Михаил Ананьев
Авторы: Татьяна Вольская, Михаил Ананьев
Режиссер: Филипп Сурков
Песни Максима Дунаевского знают все. Такого количества шлягеров, которые он на писал за свою жизнь, хватило бы на несколько удачных композиторских карьер. Бурной была не только его профессиональная деятельность, но и личная жизнь: только официально композитор был женат семь раз. Однако никто из людей, близко знающих Дунаевского, не может назвать его ветреным. В поисках идеала Максим Дунаевский много раз начинал свою жизнь с нуля, меняя подруг жизни, квартиры, страны, привычный уклад вещей, но он всегда был верен главному принципу – все в жизни делать по любви.
Любовь к музыке сыну великого композитора досталась в наследство. Шутили, что удостоверение члена Союза композиторов Дунаевскому надо было выдать сразу после рождения. Исаак Дунаевский до конца жизни жил на два дома: с законной семьей и с Зоей Пашковой, балериной Театра оперетты. В 1945 году у них родился сын Максим. Исаак Дунаевский умер, когда незаконнорожденному сыну исполнилось 10 лет. Максим Дунаевский на всю жизнь запомнил, как нежно родители любили друг друга.
Максиму с детства пришлось быть в центре внимания. Все знали, что он незаконнорожденный сын, знали о том, что для признания отцовства Исаака Дунаевского потребовался отдельный приказ Совета министров. Когда Дунаевский был еще студентом Консерватории, он пришел в эстрадную студию МГУ "Наш дом". По воспоминаниям Марка Розовского, "он сразу сел за рояль и стал музыкальным руководителем студии". "Он владел инструментом блистательно", - утверждает Розовский.
Максим много сочинял, но эту музыку слышал только узкий круг друзей. И вот однажды Ролан Быков пригласил его написать музыку к своему фильму "Автомобиль, скрипка и собака Клякса". По словам актера Олега Анофриева этот фильм был "экспериментальный, он создавался прямо на площадке: когда возникала необходимость в какой-то песне, тут же Быков просил написать эту музыку".
Великая фамилия обрела новую жизнь. За Дунаевским-младшим быстро закрепилась слава талантливого композитора. Один за другим на экраны стали выходить фильмы с музыкой Дунаевского, каждая песня становилась хитом.
"Песня мушкетеров" с первого исполнения и на долгие годы стала чем-то вроде неофициального гимна страны, ее пели на школьных и студенческих вечерах, детских утренниках, провожая в армию и играя свадьбы. Десятки тысяч ресторанных музыкантов в огромном СССР каждый вечер исполняли написанный молодым композитором гимн дружбы, верности и оптимизма.
Даже самые родные люди заблуждались, думая, что Максим не прилагает вообще никаких усилий для того, чтобы что-то написать. Маме композитора порой казалось, что сын просто бездельник. На самом же деле, Максим не сидел без работы ни дня: он просто не мог себе этого позволить. Его привычка с легкостью начинать жизнь с нуля ему дорого обходилась. Оставляя квартиры женщинам, от которых он уходил, он должен был зарабатывать на создание нового семейного гнезда.
Свое восхищение прекрасным полом Максим помнит с очень раннего возраста. Стоя за кулисами Театра оперетты, где работала мать, и музыку для которого писал отец, Максим влюблялся в опереточных актрис, фотокарточки которых прятал под подушкой. Позже, в студенческие годы, у него было много быстротечных романов, хотя сам себя он и не считал сердцеедом. По словам режиссера Георгия Юнгвальда-Хилькевича, у Дунаевского было столько жен, потому что он ко всему "очень серьезно относится", каждая его связь "заканчивалась женитьбой". Каждый раз он влюблялся "до потери пульса" и уходил от своей предыдущей жены "в чем стоит".
Первый раз серьезно влюбившись, Дунаевский отправился в ЗАГС, просто не понимая, как может быть иначе: любишь – значит, женись. Этот брак был коротким, но очень повлиял на него. Его жена была дочерью видного партийного руководителя. Когда любовь прошла, и Дунаевский решил разводиться, влиятельный тесть сказал: "Останешься – будешь иметь все, уйдешь – пожалеешь". Тогда Дунаевский впервые понял, что ничего и никогда не сможет совершить по расчету.
Второй женой композитора была танцовщица Лена. Жизнь с ней Дунаевский начал с чистого листа. Квартиру, которая досталась ему от отца, он оставил жене первой. В тот момент, когда Дунаевский вновь твердо встал на ноги и обзавелся новой квартирой, личная жизнь опять дала трещину. Молодой жене было трудно привыкнуть к вечным компаниям музыкантов и артистов, которые без конца собирались у них дома. Раздражение переросло в ссоры. И однажды Дунаевский понял, что и на этот раз любви больше нет.
Очень скоро Дунаевский встретил и полюбил Наталью Андрейченко – одну из самых ярких актрис советского кино. Андрейченко влюбилась в Максима с первого взгляда: "Когда я поняла, что этот мужчина написал все эти произведения, я влюбилась в него одну секунду", - утверждает она. Чувство оказалось взаимным. Ради Андрейченко Дунаевский ушел от своей третьей жены, чтобы жениться в четвертый раз.
Это был странный и неожиданный союз. У Наташи земля полыхала под ногами, а Максим был чересчур спокоен и даже флегматичен. Окружающие с интересом наблюдали, как уживутся эти "лед и пламя". "Я генерал, Наполеон, у меня армия, войска, пехотинцы – все выстроено по секундам, все идеально организовано, а у Максима все по-другому", - говорит Андрейченко.
Скоро Наташа поняла, что у нее есть соперница, причем силы были не равны. Крепче любви к женщине у Максима была любовь к музыке. "Когда он пишет музыку, он сидит с тобой рядом, находится в одном пространстве, но его нет, ты не можешь до него достучаться, - рассказывает Андрейченко. – Раньше я очень ревновала к этим моментам, хотелось больше внимания, любви. Только потом я поняла, что таким образом он создает музыку. Он меня не замечал, а потом садился и просто ее записывал".
Когда Дунаевский и Андрейченко поженились, они стали жить в квартире мамы Максима. Все остальные квартиры Максим Дунаевский к тому времени уже оставил женам, с которыми развелся. В этой тесноте и неустроенности композитор начал работу над своим первым мюзиклом. С режиссером Леонидом Квуинихидзе они сочиняли свою версию истории английской гувернантки Мэри Поппинс.
Если поначалу эта работа сблизила влюбленных еще больше, то скоро именно Мэри Поппинс чуть не разлучила их. Андрейченко была уверена, что именно она должна играть эту роль, но выяснилось, что пробы давно идут полным ходом, и Квинихидзе пробует на роль Мэри Поппинс кого угодно, кроме Андрейченко. Снова музыка была ее соперницей. Увлеченный творчеством Максим не замечал, что происходит на душе жены, и тогда она затаила на Максима свою первую серьезную обиду.
Когда на роль утвердили Анастасию Вертинскую, Андрейченко ушла от Максима и переехала жить к маме. Но вмешалось провидение. Через неделю после начала съемок Вертинскую сняли с роли, и Леонид Квинихидзе попросил Наталью Андрейченко спасти картину и сыграть Мэри Поппинс. Максим и Наташа быстро забыли обиды, их любовь расцвела с новой силой. По мнению Квинихидзе, "этот роман придал картине еще большее очарование".
После того, как у Андрейченко и Дунаевского родился сын Дима, проблем в семье прибавилось, отношения усложнялись, и Максим стал искать утешения на стороне. "Я переживала, грустила, - говорит Наталья, – ждала его ночами, когда он якобы играл в теннис в 2-3 часа ночи".
В 1985 году Андрейченко получила роль в фильме "Петр Великий", главную роль, в котором играл всемирно известный актер, звезда Максимилиан Шелл. На площадке у них завязался роман, и Шелл сделал Наташе предложение. Она долго не могла решиться, но все же оставила Максима.
Каждый из них заплатил за этот разрыв свою цену. Максим скоро женился на молодой манекенщице Ольге Даниловой, но снова его постигло разочарование. Ольга окончила театральное училище и, став актрисой, увлеклась режиссером, а Максим не смог ей этого простить. Супружеские отношения Натальи Андрейченко и Максимилиана Шелла постепенно тоже сошли на нет. Первые годы после разрыва Максиму было непросто привыкнуть к тому, что его сын называл "папой" другого человека. Теперь старые обиды забыты.
Когда в стране начались трудности, Максим остался практически без работы. Как не раз случалось в его жизни, он решил переписать ее, начав все с чистого листа. Дунаевский принял решение уехать в Лос-Анджелес. Голливуд для Дунаевского оказался крепким орешком. За 10 лет, которые композитор прожил в Америке, он написал музыку к двум фильмам, работал на радио, писал обозрение в газету, работал на студии. Стоящий вариант попался лишь раз, когда предложили написать музыку к фильму "Запах женщины" с Аль Пачино в главной роли. Но именно в этот момент Дунаевский уехал на отдых в Европу, а продюсер ждать его возвращения не захотел.
Как композитор Дунаевский был Америке не нужен: здесь и своих хватало. Когда он это понял, то решил попробовать себя в бизнесе. " Он с компаньонами купил подешевле куриные ножки, чтобы продать их подороже в России, - вспоминает режиссер Александр Буравский, - Они покупали на американской военной базе, которая закрывалась. Военная база хранила эти курочки на случай войны в течение многих-многих лет в замороженном виде. В Россию все это приплыло уже в виде бульона".
Несмотря на отсутствие работы и перспектив, Максим Дунаевский оставался верен себе: и в Лос-Анджелесе он снова женился, уже в шестой раз. Этот брак оказался недолгим, он был, скорее, спасением от одиночества. Его женой стала певица Ольга Шеронова. Сейчас она живет в Лос-Анджелесе и с улыбкой относится к главной слабости Максима Дунаевского – привычке жениться: "Мне кажется что любовь – это подарок свыше. Какие-то люди получают этот дар в жизни однажды, кто-то проживает всю жизнь, не испытывая это ни разу, а Максим – просто счастливчик, которому господь дарит это каждые несколько лет".
Лос-Анджелес навсегда остался для Максима Дунаевского городом неповторимых жизненных университетов и любимым местом отдыха, но продолжать творческий путь он решил на родине. Вернувшись в Россию, Максим Дунаевский первым делом женился.
С Мариной Рождественской Максим познакомился случайно, попав в компанию общих знакомых. Ему, как человеку популярному, все время кто-то докучал расспросами, и Марину командировали спасти его от назойливых собеседников. В то время Максим был одинок, и вряд ли случайно именно Марину отправили на спасение композитора, ведь все его друзья знали, что он теряет голову, увидев молодую красивую женщину. Но в Марине была не только красота, достойная восхищения мужчин, композиторский слух Дунаевского поразил ее необыкновенно красивый музыкальный голос, и он тут же сделал ей предложение.
Как любая мать, Марина волновалась примет ли ее дочь Маша Максима, сумеют ли они подружиться. Вопрос бы снят сразу, как только Максим сел за инструмент. Маша подошла к нему и спросила: "Можешь сыграть "А я не хочу по расчету…"?" Невероятно, но маленькая девочка попросила его исполнить песню, слова которой долгие годы были девизом самого Дунаевского, никогда ничего не делавшего по расчету и всю свою жизнь посвятившего любви. Максим и Маша сумели стать не просто родными людьми. Максим, фамилию которого она носит, для нее друг и советчик. Однажды, даже не посоветовавшись с мамой, она подошла к Дунаевскому и спросила: "Можно я буду называть тебя "папой"?"
Самой большой радостью последнего времени для родителей была премьера фильма "Юленька", в котором Маша сыграла одну из ролей. Максима мало заботит, станет Маша профессиональной актрисой или нет, у него, как у мужчины и отца, совсем другие приоритеты: "Я считаю, что красивой девочке, каковой она является, главное - удачно выйти замуж".
После 3 лет совместной жизни Марина сообщила Максиму, что у них будет ребенок. "Ему сейчас 65, Полине - 7, 58 лет ему было, когда Полина родилась - говорит Марина. – После операции (мне делали кесарево сечение) девочку показали мне и потом сразу вынесли ему. По секрету медсестры сказали, что он плакал, когда взял ее на руки".
В жизни Дунаевского всегда большое место занимал спорт. С самого раннего детства он играл в футбол, а позже полюбил теннис. Его партнерами по корту были многие знаменитые люди страны, но самым любимым и постоянным был Николай Караченцев, с которым Максима связывала многолетняя творческая и человеческая дружба.
Когда у Дунаевского подозревали рак, и он поехал в Америку на операцию, никто даже не догадывался об этом. "Хоть бы тень мелькнула на его лице! - восклицает Хилькевич. – Вот такая сдержанность и такая вера в судьбу, в бога, в провидение, что будет так, как должно было бы быть. Поехал, позвонил, что все в порядке. Слава богу, ничего нет. Вернулось такое же "розовое яблочко", как уехало".
Максим Дунаевский не перечеркивает ничего, что составляет его прошлое, но он живет будущим. К славе Казановы, которой Максим пользовался в прошлой жизни, Марина относится снисходительно: "Вообще к прошлому ревновать смешно. Я дружу с его бывшими женами. У нас с Наташей Андрейченко общая семья, как мы можем друг к другу плохо относиться? Есть общий сын Митя, который с нашей Полиной, как двекапли воды, похож".
Когда много лет назад Наталью Андрейченко "назначили" президентом клуба бывших жен Максима Дунаевского, Марина пришла к ней и сказала: "Ну вот, Наташа, скоро я попрошу записать меня к тебе в клуб", - на что Андрейченко решительно заявила: - "Я тебя в свой клуб не приму, даже не надейся! Разворачивайся и пили отсюда далеко-далеко!"